Осторожно — телефонные мошенники!
Сама ситуация. в которую я попала предельно проста. И забегая вперед, могу сказать — что повезло, очень повезло. Потому что телефонные мошенники настолько искусстно пользуются нашей невнимательностью, рассеянностью, незнанием, что это уже давно превратилось в огромную проблему.
За год до этой ситуации, мою карту в Альфа Банке заблокировал сам банк. Не понравились ему операции, которые я провожу, захотелось банку каких то неведомых документов. Я же просто плюнула и закрыла счет.
Поэтому, когда мне позвонил “сотрудник отдела безопасности Альфа Банка”, мне стало и весело, и интересно. Итак, “сотрудник” представился и сообщил, что на меня был оформлен кредит, и вопросил — я ли это сподобилась? Естественно дождался ответа — нет, не я, — и радостно начал пугать.
Там были слова и о том, что банк ведет работу, и о том, что кредит можно аннулировать и что-то еще. Просто в этот момент я была за рулем, а поэтому и слушала краем уха. Достаточно четко услышала только последние слова о том, что мне сейчас придет пуш-уведомление с кодом, этот код “ни в коем случае не говорите мне” (три ха-ха), “а вот сейчас я переключу вас на бота и ему вы этот код скажете”.
Я за рулем, поэтому пуш-уведомление я конечно увидела, но был там код или нет, не знаю. Смотреть и отвлекаться от дороги не хотелось. Поэтому просто отключила звонок и поставила на телефоне авиарежим, предполагая, что “товарищи” будут еще настойчиво звонить. Действительно звонили, и не раз. Но все это прошло мимо меня.
А задуматься меня заставила смс, полученная от Альфа Банка на следующий день. В ней мне подтверждали, что заявка на получение кредита одобрена. Вот тут я и решила испугаться.
Изучив все полученные от Банка смс я поняла, что за несколько дней до звонка Банк мне сообщил об оформлении на мое имя дебетовой карты. Затем отправил код на подтверждение заявки на кредит. Затем прислал смс об удовлетворении кредита.
Просмотрев еще и вчерашние звонки, я выяснила, что мне звонили больше десяти раз, после того как я врубила авиарежим. Причем мой телефон автоматически включает автоответчик, на который была записана милейшая фраза “сотрудника” Банка: “…да пи****сы…., сегодня целый день долб****бы попадаются, редкостные……”. Приношу извинения за цитату, но она, увы, от автора, так сказать.
Вот прослушав эту милейшую запись мне стало совсем невесело, и я начала звонить в Банк. Если ребята спокойно оформляют карты без моего участия, то им ничего не помешает и кредит на меня оформить, и денежки увести.
Но видимо вмешалось Провидение, потому что никакие коды никому я не сказала. В банке подтвердили, что никакие кредиты на меня не оформлены, и я уже смогла выдохнуть и проанализировать ситуацию.
Вам звонят по телефону мошенники: основные правила общения
Пожалуй базовым постулатом при любом звонке “из банка” является тотальное недоверие. То есть, вы сразу же начинаете считать своего собеседника мошенником — и это правильно! При таком раскладе никто ничего не потеряет. Если это банковская реклама, то и ее вы благополучно избежите, если это действительно сотрудник банка, то проверить это можно, самостоятельно позвонив в банк.
Итак — вам звонят, вы берете трубку и сразу начинаете думать о том, что говорите с мошенником, поэтому строите свое поведение соответственно. Какие бывают модели поведения:
- сразу же отключить и заблокировать номер, и забыть о звонке;
- отключить звонившего и заблокировать номер, но при этом перезвонить в банк. Причем номер банка найти в интернете и цифры набрать самостоятельно, а не перезванивать по номеру с которого поступил звонок!
- не отключать собеседника, мило побеседовать, похихикать в кулачок, передать им “вечер в хату” и т.п. Это для людей со стальными нервами, либо для тех кто любопытствует — что еще новенького придумали мошенники.
При таком базовом подходе вы НИКОГДА не попадетесь на уловки мошенников, потому что изначально будете знать что вам звонят именно мошенники.
Интернет пестрит статьями о том, что ни в коем случае нельзя сообщать мошенникам номер карты, ее секретный код, коды смс, и т.п. То же самое касается приложения Teamviewer (программа удаленного доступа на ваш телефон). Самое интересное, что это приложение выходит первым в списке в Google play, при запросе: “Альба банк быстрая поддержка”. При таком раскладе, кто-то еще сомневается, как широко раскинуты сети мошенников?
Так вот, все эти сведения доверчивые люди сообщают не мошенникам! Они априори считают собеседника честным человеком и доверчиво передают ему данные. На мой взгляд — вот основная ошибка — в базовом подходе! Вам звонят “из Банка”? Значит вам звонят мошенники, и никак иначе! Вот тогда никаких сведений вы никому не сообщите.
Что делать, если подозреваете, что мошенники оформили кредит онлайн?
Сомнительные звонки, смс, потеря паспорта или других документов ввела вас в сомнение — а не оформили ли на меня кредит? И здесь встает первый вопрос — как это узнать?
Алгоритм действий простой:
1. Выясняем свою кредитную историю.
На портале Госуслуги, в вводим в поиске — “Кредитная история”. Далее жмем по подсказке “Как посмотреть кредитную историю”. Робот выдает целую инструкцию, но нам интересен п 1., по действующей ссылке которого и кликаем. Далее оформляем услугу “Получение информации о хранении вашей кредитной истории”, заполнив (или подтвердив) данные паспорта. Через некоторое время на портал придет уведомление о выполненной услуге. В письме будет файл, при скачивании которого откроется список из нескольких кредитных бюро. Можно регистрироваться в любом. Важно помнить, что два раза в год информацию о ваших займах можно получить в кредитном бюро бесплатно. Пользуемся этим и получаем свою кредитную историю. Нет неизвестных вам кредитов? Вот и отлично!
2. Кредит есть, и брали его не вы. И тут нужно четко отдавать себе отчет: если этот кредит получен при вашем содействии, то есть, вы таки сообщили мошенникам какие то данные, или дали доступ к телефону через загруженное приложение. В такой ситуации, к сожалению, разрешить все удачно маловероятно.
Конечно, нужно обратиться в полицию. Однако признать кредитный договор не действительным в суде не получится, нет правовых оснований.
Если же вы не принимали в получении кредита никакого участия, то действия следующие:
- пишем заявление в полицию о мошеннических действиях в отношении вас. Копию заявления с отметкой о получении оставляем себе;
- пишем письменную претензию в Банк или Микрофинансовую организацию, выдавшую кредит. В ней, в произвольной форме описываем всю фактологию и предлагаем провести расследование и аннулировать кредитный договор. Прикладываем к претензии копию заявления в полицию, и копии всех документов, доказывающих вашу непричастность. К чести МФО и Банков, иногда достаточно этих двух шагов.
- пишем жалобу на кредитную организацию в Центробанк России
- готовим иск в суд. Вот на этой стадии уже можно особо не кокетничать и подыскивать себе грамотного юриста.
Если вы сами не сообщали никак данных мошенникам, то имеете неплохие шансы разрешить этот вопрос в свою пользу. Конечно изрядно попортив себе нервы.
3. Независимо от того, есть ли кредит, нет его, нужно принять и превентивные меры:
- поменять номер телефона и привязать к новому номеру все банковские карты;
- поменять паспорт, если кредит был получен по копии ваших документов;
- как вариант оформить подписку в одном из Бюро кредитных историй. При небольшой стоимости годовой подписки (до тысячи рублей) любая информация по вашей кредитной истории будет приходить вам.
Итоги
В завершение хочу еще раз расставить акценты.
Первый — кто бы вам ни звонил из Банка, он априори мошенник! Не стоит разговаривать вовсе, или звоните в Банки сами!
Второй — если вы не сообщили мошенникам никакой информации и доступа к вашему телефону у них не было, у вас неплохие шансы отыграть ситуацию обратно.
Третий — годовая подписка в БКИ, или хотя бы получение бесплатных отчетов из БКИ раз в полгода неплохо оградит вас от грядущих неприятностей, ибо мошенники не дремлют!
Пишите мне в комментариях, о каких моментах нужно рассказать подробнее, задавайте свои вопросы.
Найти мои ролики можно на Ютуб, Дзен, ВК видео, NOOM, Платформа, Матрешка. Жмите на название, и переходите по ссылке на удобную платформу.